На данном этапе мы будем актуализировать имеющиеся знания о методе управляемых открытий, дадим определение этому понятию и поразмышляем о преимуществах и недостатках этого метода.
Блок 1. Заполняем входную анкету
Чтобы стать участником мастер-класса, заполните входную анкету.
Блок 2. Знакомимся с методом управляемых открытий
"Вы никогда не пересечёте океан, если не наберётесь мужества потерять берег из виду". Это высказывание принадлежит Христофору Колумбу, великому путешественнику и первооткрывателю.
В путешествии по "океану знаний" ученикам тоже важно почувствовать себя первооткрывателями. Именно такую возможность даёт метод управляемых открытий (Guided discovery approach), при котором учитель приводит примеры по изучаемой теме, а ученики, пользуясь наводящими вопросами учителя, устанавливают закономерности и формулируют правило самостоятельно.
Таким образом, метод управляемых открытий - это индуктивный процесс, который "подводит" ученика к формулированию идей и обобщений, а не даёт их в готовом виде, что соответствует требованиям обновлённых ФГОС. С более подробной информацией о методе управляемых открытий можно ознакомиться в этом видео.
На мой взгляд, метод управляемых открытий актуален для педагогов любой предметной области, где есть правила, а в преподавании иностранного языка он просто незаменим. Лично я использую этот метод для обучения различным аспектам языка, например, грамматике.
Работая над темой "Общие вопросы в косвенной речи" в 8 классе, я предлагаю ученикам выполнить следующие шаги.
Шаг 1. Знакомство с изучаемым явлением посредством примеров и (или) иллюстраций
Я демонстрирую с помощью слайда презентации конкретные примеры общих вопросов в прямой и косвенной речи на английском языке.
Следует отметить, что в качестве иллюстрации изучаемого явления на данном этапе могут быть использованы песни, комиксы, фрагменты фильмов и литературных произведений и другой материал, в котором широко представлена изучаемая структура.
Шаг 2. Наблюдение и анализ изучаемых явлений с помощью наводящих вопросов
Чтобы "направить" внимание учеников, я задаю им следующие вопросы, отвечая на которые они могут опираться на цветовую индикацию на слайдах:
- Отличается ли прямой вопрос от косвенного?
- Какими союзами вводятся общие вопросы в косвенной речи?
- Изменяется ли порядок слов при переводе общего вопроса из прямой речи в косвенную? Как?
- В каком времени стоит глагол, вводящий прямую речь?
- Изменяются ли форма и время глагола в косвенной речи? Как?
- Что происходит со вспомогательным глаголом do при переводе общего вопроса из прямой речи в косвенную?
- Изменяются ли личные и притяжательные местоимения при переводе общих вопросов из прямой речи в косвенную?
- Какие лексические замены происходят при переводе прямых вопросов в косвенные, если глагол, вводящий прямую речь, стоит в одном из прошедших времён?
Шаг 3. Формулирование правила
Основываясь на своих наблюдениях, ученики формулируют правила перевода общих вопросов из прямой речи в косвенную. Сформулированные правила фиксируются на слайде презентации.
Шаг 4. Выполнение заданий на применение новых правил на практике
Соблюдая принцип "От простого - к сложному", я даю задания, направленные на языковую практику.
Для начала, я предлагаю ученикам сделать более контролируемое задание на трансформацию общих вопросов из прямой речи в косвенную. Например, She asked, "Did you receive my e-mail yesterday?"
Затем ученики выполняют более коммуникативное задание. Я предлагаю ребятам поиграть в "Испорченный телефон". Каждый учащийся задаёт однокласснику общий вопрос, а другой человек переспрашивает, что это был за вопрос. Например,
Ученик 1: Do you like reading?
Ученик 2: Yes, I do.
Ученик 3; What did she ask?
Ученик 2: She asked if I liked reading.
Блок 3. Дискутируем о преимуществах и недостатках метода управляемых открытий.
На мой взгляд, метод управляемых открытий обладает рядом преимуществ. Например, он помогает учащимся замечать новые явления и самостоятельно работать над ними, что развивает навык самообразования.
А что Вы думаете об этом? Продолжите список преимуществ и/или недостатков метода управляемых открытий в комментариях на этой странице.
Сделайте отметки о выполнении заданий этого этапа в таблице продвижения.
Недостаток: учитель много времени тратить на подготовку к уроку.
ОтветитьУдалитьНе могу не согласиться с Вами, Виктория Владимировна. Немало времени требуется и ученикам, чтобы проанализировать изучаемое явление, сделать выводы и сформулировать правило.
УдалитьУ обучения методом управляемых открытий существует ряд преимуществ:
ОтветитьУдалить- Когнитивные преимущества (Способствует аналитическому обучению. Обучающиеся применяют свои когнитивные навыки. Он улучшает навыки критического мышления. Обучающимся даются задания на решение проблемы. Учащиеся активно участвуют в процессе обучения. Учащиеся понимают и запоминают лучше то, в чем они разобрались самостоятельно.
- Лингвистические преимущества (процесс обучения, построенный на данном методе, похож на естественный процесс изучения языка. Если процесс обучения проходит в группах, то это обеспечивает дополнительную языковую практику).
- Социальные преимущества (данный метод способствует большему вовлечению учащихся в процесс обучения, а также сотрудничеству учащихся друг с другом. Он помогает студентам поверить в свои способности, и тем самым придает уверенности в себе и своих знаниях).
Браво, Ирина Сергеевна! Добро пожаловать на мастер-класс!
УдалитьХотелось бы почитать о МУО на уроках других предметов, кроме английского языка
ОтветитьУдалитьРада очередной встрече с Вами, Наталья Николаевна! С информацией об использовании индуктивного подхода, в рамках которого существует метод управляемых открытий, в преподавании математики можно ознакомиться в следующем видео: https://www.youtube.com/watch?v=jhSSQJOoC4U
УдалитьВ анкете я написала, что затрудняюсь ответить на вопрос касающийся сути метода управляемых открытий, но сейчас понимаю,что на уроках геометрии я активно использовала его в своей работе. Обучающиеся описывая геометрические рисунки, устанавливали сами закономерности и далее формулировали теоремы,пройдя самостоятельно путь доказательства. Такой метод способствует развитию критического мышления у обучающихся, как раньше отмечалось. Развивается речь, в которой обязательно будут аргументы и факты, сопоставления и анализ. поправьте, если я ошибаюсь.
ОтветитьУдалитьДобро пожаловать на мастер-класс, Ирина Александровна! Если в описываемом Вами примере на уроке геометрии учащиеся устанавливают закономерности и формулируют теоремы под руководством учителя, которое включает в себя умело поставленные вопросы, обратную связь, коррекцию ошибок, то можно говорить об использовании метода управляемых открытий. Абсолютно согласна с Вами, что метод управляемых открытий развивает критическое мышление учащихся и их речевые навыки.
УдалитьМУО активно использую на уроках информатики при изучении программирования в Scratch
ОтветитьУдалитьДобро пожаловать на мастер-класс, Ольга Владимировна!
УдалитьДобрый день всем добрым людям!) На мой взгляд преимуществами будет активное вовлечение учащихся, развитие критического мышления, т.к необходимо будет анализировать информацию и делать собственные выводы. Также будет повышаться уровень самостоятельности и более глубокое понимание материала. Еще происходит развитие креативности, т.к разрабатываются собственные подходы к решению задач, стимулируя творческий потенциал.
ОтветитьУдалитьА вот недостатком будет высокие требования к учителю, должна быть хорошая подготовка к работе с этим методом, умение задавать правильные вопросы и направлять учеников в нужном направлении.
Приветствую Вас на мастер-классе, Наталия Леонидовна! Согласна с Вами: метод управляемых открытий является инструментом развития 4 К (креативности, критического мышления, кооперации, коммуникации), важных навыков XXI века. И конечно, учить "методом проб и ошибок" - сложная задача, решение которой требует от педагога профессионализма.
УдалитьСпасибо за Ваши аргументы. Не забудьте сделать отметки о выполнении заданий данного этапа в таблице продвижения.
Прошу прощения, что не по теме. Но мне приходит информация, что я не могу осуществлять совместное редактирование в яндекс-таблице на территории Беларуси (((.
УдалитьОчень жаль, что Вы испытываете такие технические сложности. В таком случае, с Вашего позволения, я сама внесу Ваши данные и сделаю необходимые отметки в таблице продвижения. В дальнейшем, когда Вы выполните задание основного этапа, Вы можете прислать мне ссылку на электронную почту: natalya.schanova.76@gmail.com
УдалитьОчень важно, что данный метод не дает детям всё в готовом виде, им приходится самим поработать, поразмышлять, найти верные решения проблемы. Самостоятельность - это главное в самообразовании обучающихся, это именно то, что требует ФГОС. Не могу назвать недостатком, что много времени у учителя уйдёт на подготовку, применяя данную методику - ко всем урокам мы много готовимся. Данный метод актуален, интересная идея. Обязательно беру себе в работу. Спасибо, Наталья Николаевна! С уважением, Надежда Александровна.
ОтветитьУдалитьСпасибо за дискуссию, любимая Надежда Александровна! "Не мыслям надобно учить, а мыслить". (Иммануил Кант)
УдалитьИспользование МУО позволяет формировать критическое мышление учащихся, а также функциональную грамотность, что подчеркнуто в обновленных ФГОС
ОтветитьУдалитьПриветствую Вас на мастер-классе, Ольга Николаевна! Разделяю Ваше мнение, что метод управляемых открытий - эффективный инструмент для формирования различных видов функциональной грамотности.
УдалитьСпасибо за мастер-класс, узнаю много нового!
ОтветитьУдалитьДобро пожаловать на мастер-класс, Мария Александровна! Интересно, какие выводы о преимуществах или недостатках метода управляемых открытий Вы уже сделали?
Удалить+ Сложно, но интересно
ОтветитьУдалить- Много времени на подготовку
PS Ваш мастер-класс дается тяжелее всех. Но... Тяжело в учении легко в бою!
Мне нравится Ваш настрой, Светлана Александровна! "Бороться и искать, найти и не сдаваться".
Удалить